Запись репетиции с Multimix 16 USB 2.0




Рациональный подход

В условиях репетиционной базы основное время уделяется репетициям. Однако иногда возникает необходимость сделать запись группы «живьём».
Поскольку запись не является основным направлением деятельности репетиционной базы, покупка дорогих многоканальных аудиоинтерфейсов и кучи предусилителей особого смысла не имеет. Подключение многоканального интерфейса к уже имеющемуся пульту тоже целая история: директ-выходов в относительно недорогих пультах, как правило нет, инсерты, если они есть, заняты, перетыкание кучи проводов занимает уйму драгоценного времени. Гораздо удобнее изначально оснастить базу микшерным пультом с возможностью поканальной записи. Современный рынок звукового оборудования предлагает множество вариантов: от опциональных АЦП, устанавливаемых в аналоговые микшеры, до полностью цифровых консолей, которые можно оснастить интерфейсом FireWire. Все эти системы, безусловно, хороши, но необходимость приобретения дополнительных опций и их стоимость, в случае необходимости оснащения репетиционной базы, заставляет крепко задуматься. В данном случае как нельзя лучше подходит решение «всё в одном», например такое, как микшер Alesis MultiMix 16 USB 2.0, который мы рассмотрим в этой статье. Отличительная особенность этого пульта в том, что у него «на борту» уже имеется 18 весьма неплохо «звучащих» АЦП, позволяющих писать все 16 входных каналов + мастер. Из компьютера по интерфейсу USB 2.0 возвращается только стерео канал. Маловато, конечно, но вполне достаточно для «рулёжки» мониторного микса музыкантам.
Итак, рассмотрим этот пульт поближе. Про MultiMix 16 USB 2.0, впрочем, как и про всю линейку MultiMix, можно сказать: он прост как лапоть. Всё просто и доступно для понимания каждому, кто хоть раз в жизни видел микшерный пульт. Даже если какой-либо момент работы с пультом непонятен, всегда есть возможность скачать с сайта www.alesis.ru подробнейшую русскоязычную инструкцию.   
У MultiMix 16 USB 2.0 – 16 каналов, что понятно из названия. Восемь каналов - монофонические и ещё восемь объединены в стерео линейки. Моно линейки оснащены микрофонным и линейным входами, на каждой моно линейке также есть регулятор входной чувствительности и обрезной фильтр низких частот с частотой среза 75 Гц. Фантомное питание для всех микрофонных предусилителей включается одной кнопкой, находящейся на тыльной панели. На каждой линейке есть трёхполосный эквалайзер, регулятор панорамы, два посыла на обработку, причём у первого есть возможность переключения PRE/POST, а также кнопка PFL, нажатие которой позволяет прослушать канал до фейдера. Кнопка MUTE/ALT3-4 работает следующим образом: при нажатии этой кнопки канал исключается из основного микса и перенаправляется на подгруппу  ALT3-4. Если подгруппа ALT3-4 не задействована, то кнопка работает как MUTE. С подгруппы ALT3-4 есть отдельный выход, который можно задействовать для «рулёжки» мониторного микса, кроме того, есть возможность назначать подгруппу ALT3-4 на основной микс.
Секция процессора эффектов реализована максимально просто: тип эффекта выбирается вращающимся регулятором, активируется эффект нажатием на регулятор. Слева от регулятора расположен индикатор, отображающий номер пресета, рядом с которым есть светодиодные индикаторы сигнала и перегрузки.
Процессор предлагает 100 алгоритмов обработки, куда входит несколько различных типов реверберации, дилэй, хорус, флэнжер и несколько видов комбинированной обработки. Обработка 28-разрядная, по характеру звучания похожа на рэковые приборы от Alesis.

Теперь немного об инсталляции. Пульт подключается непосредственно к интерфейсу USB 2.0 совместимого с Windows или Mac OS X компьютера. В комплекте прилагается диск с ASIO и WDM драйверами для Windows и Core Audio для Mac, однако настоятельно рекомендуется перед установкой драйверов с диска, проверить наличие новых версий драйверов и прошивок на сайте www.alesis.ru.
Кроме драйверов на диске есть лицензионная версия по Cubase LE 4, которая предоставляет весь необходимый функционал для многодорожечной записи, монтажа и сведения.

На практике

Поскольку мы рассматриваем MultiMix 16 USB 2.0 в качестве пульта для репетиций с возможностью поканальной записи, нужно было найти «подопытных кроликов» и «лабораторию». В итоге было решено организовать небольшой квартирник из серии «только для своих» и пригласить знакомых музыкантов. Кроме того, был задействован арсенал микрофонов из домашней студии одного знакомого, охапка проводов и недорогой многоканальный усилитель для наушников (на всякий случай). Тестируемый образец был извлечён из коробки и, после установки драйверов и Cubase LE 4, незамедлительно подключен к ноутбуку. Надо отметить, что подключение по USB 2.0 в большинстве случаев значительно удобнее FireWire, поскольку, например, в Windows-совместимых ноутбуках зачастую порт FireWire реализуется не на самых «музыкальных» чипсетах, которые не всегда обеспечивают корректную работу звукового оборудования. Портов USB 2.0 предостаточно в каждом компьютере, а FireWire, как правило, только один. К тому же к нему логичнее подключить внешний жёсткий диск, что и было сделано. И вот система готова к работе: клавиши подключены в линию, бас – тоже в линию с линейного выхода небольшого комбика. Микрофонные каналы были задействованы следующим образом: MS-пара, при помощи которой писался общий звук, и несколько микрофонов на перкуссию, вокалы и прочие акустические инструменты. В принципе, было бы достаточно отписать MS-пару и всё, что подключалось «в линию», но ради чистоты эксперимента, и для проверки стабильности работы пульта при многокальной записи, было решено подключить всё, что можно было подключить и по возможности задействовать все каналы пульта. В итоге, как ни странно, за всё время система не выдала ни одного сбоя. Качество записи получилось вполне удовлетворительным. Музыканты и слушатели остались довольны.

Подводя итог, можно сказать, что пульт MultiMix 16 USB 2.0 вполне годится на роль «рабочей лошадки» и за свою цену является практически идеальным решением для домашней или project студии, или для небольшой репетиционной базы.

Автор статьи: Евгений Сидоров


[30.03.2011 г.]

Перейти к предыдующей странице  Вернуться к общему списку  Перейти к следующей странице